В последнее время мы стали все чаще приобретать товары, не выходя из своего дома. Интернет-магазины уже стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Это, действительно, очень выгодно и удобно: устроился у компьютера с чашечкой горячего чая, выбрал подходящий товар, два клика и через день Вы стали счастливым обладателем обновки, которую доставят в удобное для Вас время домой, в офис либо в ближайшее отделение Новой почты. Еще одно существенное преимущество – цены в Интернет-магазинах на 20-30% ниже, чем в обычных магазинах. Как же не воспользоваться таким замечательным благом цивилизации? Но всё же мы хотим Вас предостеречь. Мы, конечно же, не отговариваем Вас от покупок в виртуальных магазинах, но и забывать о безопасности таких покупок и правах потребителя не стоит.

У многих покупателей возникает вопрос – а есть ли права у потребителя Интернет-магазина, ведь это не совсем обычная покупка, в большинстве случаев потребитель и не знает, кто же находится по ту сторону монитора.

На самом деле, действующим законодательством регулируются так называемые "покупки на расстоянии", а потребители имеют тот же перечень прав, что и потребители в традиционном магазине. Основными нормативными актами в данной сфере являются Закон Украины "О защите прав потребителей" и Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики.

Советы потребителям Интернет-магазинов.

1. Тщательно изучите сайт Интернет-магазина, его контактные данные. На сайте должны быть обязательно указаны следующие данные:

- полное название продавца;

- его юридический адрес, магазин не может существовать только в сети, должен быть и адрес офиса или склада;

- какой порядок возврата товаров и приема претензий от потребителя;

- полное описание товаров со всеми его характеристиками;

- цена товара;

- способы оплаты и доставки товаров с указанием стоимости всех видов доставки;

- время, в которое осуществляется прием и выдача заказов;

- гарантийные обязательства по обслуживанию товара;

- срок действия договора и порядок его расторжения.

На сайте Вы должны увидеть и контактные телефоны консультантов либо менеджеров, которые отвечают на возникшие у клиента вопросы. Если трубку никто не берет, то будьте внимательны, это вызывает недоверие к такому продавцу.

2. Прежде, чем заказать товар, стоит поинтересоваться, что представляет собой выбранный Интернет-магазин. Почитайте отзывы клиентов о нем, в сети регулярно публикуют черные списки продавцов, которым не стоит доверять. Конечно, это займет немного времени, но лучше потратить лишних полчаса и не попасться на удочку мошенников, чем потом тратить месяцы на судебную тяжбу.

Не рекомендуется пользоваться услугами Интернет-магазинов, которые работают на условиях полной предоплаты.

3. Потребитель имеет право требовать документы, которые подтверждают безопасность и качество товара. Если этой информации нет на сайте, то свяжитесь с консультантом и попросите предоставить такие документы.

4. Договор между покупателем и Интернет-магазином считается заключенным в случае, если покупатель оформил заказ, а продавец выставил счет. Проверьте наличие на бланке заказа реквизитов Интернет-магазина: его полное название, ЕГРПОУ, юридический адрес, банковские реквизиты, ИНН (если магазин – плательщик НДС), а также наименование покупки, ее стоимость, дата выполнения заказа и другие дополнительные услуги.

5. Товарный чек, выданный продавцом – обязательное подтверждение факта приобретения товара. Его, обычно, прилагают к товару во время доставки. Также к отдельным категориям товаров прилагается технический паспорт изделия.

 

Обмен либо возврат товара.

Потребитель имеет право расторгнуть заключенный договор в течение 14 дней с момента получения товара. Возврат материального товара также означает расторжение заключенного договора. Интернет-магазин, в свою очередь, обязан в течение 30 дней с момента уведомления о расторжении договора потребителем вернуть ему деньги, при этом потребитель может не возвращать товар до момента возврата денежной суммы. Товар сохраняется в неизменном состоянии, нельзя им пользоваться, срывать ярлыки или маркировку. Если же продавец не принимает меры для возврата товара, то он переходит в собственность потребителя без возникновения обязательства по оплате его стоимости.

Обратите внимание, что не все виды товаров подлежат обмену. Кабинетом Министров утвержден исчерпывающий перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату (например, белье, медикаменты).

Помните, что в случае правомерного расторжения договора покупателем, продавцом возмещаются все расходы по возврату товара – почтовая пересылка и др.

Что касается возврата денежных средств, то за каждый просроченный Интернет-магазином день, он платит неустойку – 1% от стоимости товара.

Если продавец наотрез отказывается выполнять Ваши законные требования, то следует обращаться в органы защиты прав потребителей либо в суд.

 

Если же у Вас остались еще вопросы или Вы хотите отстоять свои права потребителя в органах, защищающих потребителей, или в суде, я буду рад ответить на все возникшие вопросы во время консультации.

 

С уважением, адвокат Юрий Талдыкин.